Святитель Григорий Палама и его учение
Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.
В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.
К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений – проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения
Вообще в наше время слово «энергия» является одним из самых знаковых и популярных. Люди сегодня стремятся быть деятельными и энергичными. Обладать повышенной энергетикой – это престижно. Но мало кто из гонщиков за «реальными ценностями» подозревает, что их способ бытия и целеполагания был обозначен еще в древности, в античной философии.
Слову «энергия», его специальному, терминологическому употреблению мы обязаны древнегреческому философу Аристотелю (384 – 322 до Р.Х.). По-древнегречески ἡ ἐνέργεια (energeia) означает «действительность», «деятельность», «действие».
При этом наивысшей энергией по Аристотелю непривычным для нас образом обладает Бог-Перводвигатель, цель всего существующего, который сам неподвижен. Для нас, привыкших к отождествлению энергии и движения, очень странно то, что самым энергичным, действительным и деятельным у Аристотеля является то, что в то же время неподвижно и является высшим покоем.
Палама был великолепным знатоком Аристотеля. Однажды, еще будучи семнадцатилетним юношей, Григорий даже прочел лекцию об Аристотеле во дворце перед императором. Он так всех поразил, что его учитель Феодор Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Так что строгое православное учение, каким был исихазм Григория Паламы, опиралось в том числе и на глубокое знание Аристотеля и других античных философов.
Палама настаивал на том, что, хотя Бог по своей сущности непознаваем и недоступен, человек имеет возможность приобщения к нетварным Божественным энергиям или Божественной благодати. Тогда человек получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. Поэтому самая высокая цель христианского, монашеского подвига – реальное обожение. При этом по Паламе сущность и энергии Божии существуют неслиянно и нераздельно.
Палама был великолепным знатоком Аристотеля. Однажды, еще будучи семнадцатилетним юношей, Григорий даже прочел лекцию об Аристотеле во дворце перед императором. Он так всех поразил, что его учитель Феодор Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Так что строгое православное учение, каким был исихазм Григория Паламы, опиралось в том числе и на глубокое знание Аристотеля и других античных философов.
Палама настаивал на том, что, хотя Бог по своей сущности непознаваем и недоступен, человек имеет возможность приобщения к нетварным Божественным энергиям или Божественной благодати. Тогда человек получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. Поэтому самая высокая цель христианского, монашеского подвига – реальное обожение. При этом по Паламе сущность и энергии Божии существуют неслиянно и нераздельно.
Так Православие понимает высшую ступень действительности или реальности, доступную для человека – его обожение, даваемое ему по благодати. И окончательно сформулировал это византийский богослов и исихаст Григорий Палама, память которого празднуется во вторую Неделю Великого поста.
Личность святителя Григория Паламы, жившего в далеком XIV веке, поставлена святой Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и свидетельство великого Фессалоникийца?
Его жизнь и богословие – это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.
По материалам сайта www.foma.ru
Смотрите также
"Мой путь к Богу": Рассказ бывшего рок-музыканта группы "Amatory"
Видео
Обращение Главы региона и Главы Донской митрополии о предстоящих церковных праздниках
Видео
«Мастер и Маргарита»: за Христа, или против?» Откройте для себя роман с другой стороны.
Видео