Кто такие праотцы? На этот вопрос могут ответить почти все: и учащиеся воскресной школы, и простая верующая бабушка, и интеллигент. Праотцы – предки Иисуса Христа. Практически каждый может назвать некоторых из них. Ну, уж Авраама так точно знает всякий.
Да, почти все мы знаем праотцов, кто-то что-то где-то когда-то читал и помнит, кто из них кого «родил» и даже кратко знает историю жизни известнейших из них. Мы читали и вроде знаем – но в то же время и не знаем. Библия нам дает по некоторым вопросам только схему, план, скелет, который развить и одеть плотью должны мы сами. Нас к этому должно подвигать наше любознание и благочестие, желание найти еще нечто важное, чего не договорил бытописатель. Ведь часто какой-нибудь фильм заканчивается таким образом, что после слова «конец» требуется еще совершить мысленное усилие, чтобы этот «конец» наступил и в уме, а не только на экране. Точно также и в Библии: вроде все уже давно сказано, но мысленное усилие при прочтении нужно совершать до сих пор, и без этого все прочтенное будет безжизненно и мертво. Итак, давайте вместе вспомним их в этот день, посвященный исключительно их памяти, и поразмышляем там, где Библия разрешает это сделать.
Каин и Авель
И начнем мы с известного всем сюжета. Авель и Каин приносят жертву Богу. Но Господь призрел только на пламенное сердце Авеля, а равнодушную жертву Каина отверг. Каин по зависти убил своего брата и убежал в землю Нод, на восток от Эдема. Далее про Каина сказано только это: «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 17). Больше мы с ним не встречаемся на страницах Библии. Но этот последний стих дает очень много для пытливого ума. Мы с вами знаем, что первые дети Адама вступали в браки между собой, и так продолжался человеческий род; запрет на связь между близкими родственниками возник гораздо позже. Таким образом, получается, что кто-то из сестер (а, скорее всего, и братьев) Каина бежал в землю Нод вместе с ним. То есть первоубийца Каин не стал изгнанником в человеческом роде, а получил поддержку некоторых из своих родичей. А это значит, что Авеля недолюбливал не только Каин, но и некоторые другие его братья и сестры. Быть может, своей святостью он и их раздражал, вызывал зависть и желание покончить со «святошей». Не правда ли, дело уже напоминает другой библейский сюжет с другими братьями: «Вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его» (Быт. 37: 19-20)? И женщина, которая добровольно готова выйти замуж за убийцу своего брата и делить с ним ложе, уже вызывает определенные эмоции.
А теперь заметим, что Каин со своими родственниками, сочувствующими ему во зле, построил первый город на земле. И тогда станет понятно, что этот первый город злодеев определяет вектор развития падшего мира, является предтечей царства антихриста и противоположностью Небесного Иерусалима.
Авраам и Сарра
Авраам – наш общий отец по вере. Своей жизнью он учит нас несомненному упованию на Промысл Божий, жертвенности, человеколюбию
Авраам – наш общий отец по вере. Своей жизнью он учит нас несомненному упованию на Промысл Божий, жертвенности, человеколюбию. Когда Авраам жил в Уре Халдейском, Господь повелел ему переселиться в другую землю. Так Бог хотел отделить его от среды идолопоклонников и нечестивцев. Каждый церковный человек помнит, как отреагировал на это откровение святой патриарх. Он собрал вещи и отправился с родными в землю, которой не знал. Конечно, это подвиг. Но особенно четко этот подвиг вырисовывается, когда мы посмотрим внимательнее, что Авраам бросил на родине, и что получил взамен.
Ур Халдейский был огромнейшим городом. Его население составляло в то далекое время (две тысячи лет до Рождества Христова) около 65 тысяч человек – на тот момент громадная цифра. Уже тогда там существовало разделение труда, то есть процветали цеховые ремесла. Одни занимались разведением животных, другие пряли шерсть, третьи выделывали одежду. Из Персидского залива вверх по Евфрату шли торговые суда. Развивалась наука и искусство. Зажиточные горожане Ура имели самые комфортабельные жилища в мире на то время: двухэтажные кирпичные дома, в которых уже в той седой древности имелись уборная и бассейн. Это была столица империи и мира. Любое место, куда мог отправиться оттуда Авраам, было заведомо хуже Ура Халдейского. Но в Уре процветало идолопоклонство и колдовство, поэтому из него нужно было уходить.
И вот Авраам, послушный воле Господа, выходит из этого града роскоши и неги. Выходит, не зная конечной точки своего странствия. Как известно, по пути в землю обетованную Авраам остановился в городе Харран. Трудно сказать, по какой причине произошла остановка. Может быть, престарелому отцу Авраама – Фарре – было тяжело продолжать утомительное путешествие. Ведь от Ура только до Харрана около тысячи километров, и еще около пятисот километров от Харрана до Ханаана – новой родины праотца. С условием, что верблюд с поклажей за день проходит от 20 до 40 километров, можно заключить, что путешествие до Харрана продолжалось около месяца. Немудрено, что за месяц странничества по пустыне самочувствие Фарры могло ухудшиться, ведь ему тогда было около 200 лет. Путники остановились в Харране, где, видимо, прожили достаточно долго. Там умер и был похоронен Фарра – отец Авраама. И снова Бог воззвал к Аврааму и повелел идти дальше.
Я смотрю на это дивное странствие старца Авраама, которому тогда было уже 75 лет, и задаюсь вопросами. Да, понятно, что Бог говорил с ним, поэтому Авраам с готовностью пошел в предстоящее путешествие. Но какие слова он нашел для своих домочадцев: отца, жены и других родственников, когда убеждал их, что воля Божия в том, чтобы бросить насиженное место и стать, по сути, бомжами, странниками без определенного места жительства? Ведь до самой своей смерти Авраам уже не жил где-то постоянно, а скитался, как кочевник, вместо дома находя себе покой лишь в палатках и шатрах… Я смотрю на смиренную Сарру, которая не ропщет на эту цыганскую жизнь, без прекословия следует за мужем «не знаю, куда», при этом терпит испытание бездетностью – и не отчаивается. Как она находила в себе силы не побранить мужа, довериться ему до конца и ни разу не усомниться в его вере? Да, и они претыкались, и они падали. Но даже их падения для нас высоки. Даже с этими погрешностями картина их величия поражает.
У Исаака хватило бы мочи побороться с Авраамом, которому тогда было 125 лет. Но он покорно дает себя связать и возложить на жертвенник, показывая совершенный прообраз Христа…
И самой яркой краской на этой картине написан сюжет жертвоприношения Авраама. Как-то сложился стереотип: седовласый старец и мальчик идут в гору по повелению Божиему, и там старец приносит в жертву мальчика, но Ангел в последнюю минуту останавливает его. Многие иконы подтверждают это. Однако если бы Исаак был «мальчиком», то Авраам не заставил бы его нести на гору вязанку дров для всесожжения. И действительно, по Библии возраст Исаака – 25 лет. И в этой связи еще удивительнее жертвоприношение: старец ведет, юноша нимало не препятствует. У полного сил Исаака хватило бы мочи побороться с Авраамом, которому тогда было 125 лет. Но он абсолютно покорно дает себя связать и возложить на жертвенник, показывая совершенный прообраз Христа…
Исаак и Ревекка
Кто из нас готов наносить из колодца 30 ведер воды для незнакомого человека, в свите которого есть рабы, которые сами могли бы это сделать?
Интересно, что Авраам решил женить сына, лишь когда тому исполнилось 40 лет. Попробуем также внимательно посмотреть на сюжет жениховства Исаака. Авраам отправил своего верного домоправителя Елеазара на свою родину, чтобы найти невесту сыну среди родственников. Елеазар взял слуг, подарки для невесты и, естественно, верблюдов, чтобы везти провизию и ехать самим. Придя к месту назначения, Елеазар помолился Богу Авраама, чтобы та, о которой будет воля Божия, откликнулась на его просьбу. С верой он попросил пить у первой девушки, которая подошла к колодцу, и та охотно дала ему испить из кувшина, а также напоила его верблюдов (Быт. 24: 17-20). Сколько раз мой взгляд скользил по этим строкам, не вникая в суть написанного! Суть же оговаривает бытописатель: Ревекка напоила всех верблюдов Елеазара. Взял же Елеазар из стада Авраама себе в караван 10 верблюдов. В среднем верблюд выпивает за раз 3-5 ведер воды. То есть Ревекке пришлось достать из колодца и перелить в поилку не менее 30 ведер. В этом незначительном фрагменте уже много сказано: о трудолюбии Ревекки, ее доброте и гостеприимстве. Скажем так: кто из нас готов наносить из колодца 30 ведер воды для незнакомого человека, в свите которого есть, к тому же рабы, которые сами с успехом могли бы это сделать? Или еще лучше вот так: вы подходите к колонке набрать воды, тут подъезжают на нескольких машинах приветливые люди и в очень вежливых выражениях просят у вас напиться. «О, да. – отвечаете вы. – И в знак моего расположения к вам я еще и помою ваши машины». Не правда ли, за эти 4 тысячи лет, которые прошли с поступка Ревекки, обыденная человеческая нравственность ничуть не догнала ее святой нравственности?!
О кротости и смирении невесты Исаака мы узнаем дальше. Когда Елеазар приблизился к землям Авраама, Исаак вышел к ним навстречу, и Ревекка тут же покрыла шалью свое лицо. На это можно ответить, конечно, что это вообще в обычае у восточных женщин. Но какой смысл покрывать лицо перед человеком, который этой же ночью стал ее мужем? Причина только одна: крайняя застенчивость Ревекки. И Господь сполна наградил эту смиренную семью своим благословением.
Иаков и Рахиль
Почему Иаков, который обманом взял благословение у своего отца Исаака, благословен перед Богом? Очевидно: из-за нечестия Исава. Его нечестие было так велико, что обманный поступок Иакова (в сравнении с жизнью его брата) и не является грехом. Что же Библия говорит нам о нечестии Исава? Разве только это: в 40 лет Исав взял себе в жены двух хеттеянок, «и они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26: 35). Исав сразу нарушил два правила. Во-первых, взял себе жену не из родни, а из нечестивых женщин окружающего их народа, хотя его дед Авраам предостерегал свое потомство от этого. Конечно, Исааку и Ревекке, которым найти благочестивого супруга было не так легко в свое время, было неприятно смотреть на это «женонеистовство». О том, что поступками Исава руководила похоть, говорит и его многоженство (позже Исав взял себе еще и третью жену). Следует сказать, что хоть еще не было писаного закона, но нравственность патриархов все же не позволяла им иметь две жены. У Авраама была одна жена Сарра. Только по настоянию жены Авраам «вошел» к своей служанке, и после того, как Агарь зачала, уже не прикасался к ней. Правда, Авраам имел и вторую жену, Хеттуру, но женился уже после смерти Сарры (после смерти Сарры Авраам жил еще 38 лет). У Исаака была одна жена Ревекка. У Иакова также должна была быть одна жена – Рахиль, но тесть обманом вынудил его взять в жены еще и Лию. И к служанкам своих жен он опять-таки «входил» по настоянию последних. Однако только Рахиль всегда была любима Иаковом. Соответственно, и любимыми сыновьями Иакова были сыновья, рожденные его возлюбленной Рахилью, Вениамин и Иосиф. У Иосифа также была одна жена – Асенефа. Из этого можно заключить, что нравственным идеалом праотцов и в те времена был моногамный брак.
Иосиф Прекрасный
И в бесславии, и в славе Иосиф одинаково ищет воли Божией во всем
Наверное, самым изящным цветком, который произрастило благочестие праотцов, является Иосиф. Ему предание усвоило наименование «Прекрасный». Он и мудр, и целомудрен, боголюбив и человеколюбив. Проданный своими братьями в Египет за 20 монет, он также стал прообразом Христа Спасителя, проданного братьями по вере. Он – второй Авель. Его не в чем упрекнуть. И в бесславии, и в славе он одинаково ищет воли Божией во всем, и этим напоминает нам царя Давида – своего достойного потомка (хоть и род царя Давида происходил из колена Иудина).
Его предали, но Иосиф не проклинает в ответ, а беспокоится о своих родственниках. И когда братья приходят купить хлеба в Египте, Иосиф не открывается им, как будто желая испытать их: изменились ли они в лучшую сторону. Для этого Иосиф сурово обвиняет братьев в шпионаже, будто они пришли высмотреть «слабые места земли». И вот цель достигнута: братья говорят между собой на еврейском, и становится ясно, что они раскаиваются во грехе, который совершили много лет назад. Но покаяние – только часть дела, от совершенных требуется показать Испытующему плоды, достойные покаяния (Лк 3: 8). Чтобы удостовериться и в этой благой перемене своих братьев, Иосиф в следующий их приход подбрасывает чашу в мешок Вениамина, обвиняет его в краже и заявляет, что он останется рабом в Египте. И вот тут Иуда – тот самый, который когда-то предложил братьям не совершать тяжкий грех и не убивать Иосифа, а продать, – и сейчас предлагает нечто. Он предлагает себя в пожизненное рабство вместо Вениамина, потому что жалеет отца, старика Иакова, единственной отрадой которому является младший брат Вениамин. Иуда готов не видеть более ни своих детей, ни жены, лишь бы его отец был спокоен и не убит горем! Вот это – плод достойный покаяния, это настоящая жертвенная любовь, и Иосиф, измученный душевной болью, понимает это, и с радостью открывается своим братьям. Он и прощает их, и видит Промысл Божий в их действиях, и рад перемене, которая за эти годы превратила их из эгоистов в человеколюбивых «мужей». Может быть, эта жертвенность Иуды и стала причиной того, что Господь избрал из 12 колен Израилевых именно Иудино для воплощения Сына Божия.
Вот некоторые уроки, которые Писание сегодня предложило нам. Потщимся же всегда внимательно и с молитвой читать Библию, и Господь обязательно будет открывать нам каждый раз все новые оттенки прочитанного. Ну и, конечно же, по силе подражать, хоть в чем-нибудь малом душеполезном, святым нашим отцам и Ветхого, и Нового Заветов.